Михаил Волохов переходит через зимний поток. Выставка "Грани города/Грани искусства"
Первый эскиз "Хренолёта"
ХРЕНОЛёТ
НА
ВЫСТАВКЕ
Date: Чт, 06 апр 2000 16:32:00
To: webmaster@cadabra.ru
Здравствуйте, CADABRA! Памятуя о вашей инсталляции на фестивале "Культурные герои и т.д....", хочу предложить вам участие в выставке московской школы современного искусства "Свободные мастерские"...
С уважением, Александр Аладин.
Наблюдатели первой установки Хренолета (в зале кинотеатра Родина, на вышеупомянутом фестивале) наверное, догадывались, что ржавая конструкция, которая разваливалась на глазах, вызывая ужас у своих создателей и смех у окружающей публики, вряд была до сих пор опробована в деле. Если бы они знали, что, только четыре дня назад, наши хренолетостроители приступили к добыванию будущих частей инсталляции, выковыривая их из-под снега в огороде главного конструктора - Николая Ивановича Титчева, они бы могли с уверенностью сказать, что вся эта затея обречена. И все-таки, укрепленный кирпичами с ближайшей стройки, Хренолет вдруг затрепетал флагом "ВВС Кадабра", потом замахал крыльями. Зажглись шахтерский фонарик и свечи, растаял снег и, на два фестивальных дня, Хренолет стал Хренолёт на фестивале "Культурные золушки 21 века" "гвоздем выставки", как писала тогда об этом одна газета.
Все же, конструкторы досадовали, что их замысел недовоплотился... Предложение Саши Аладина показалось им уместным и весомым поводом завершить задуманное!
Зимовавшие в крохотном домике у Всесвятского кладбища, железки от Хренолета, перевезли к месту сборки, которое предоставил славный Институт физики Земли вместе с инструментами, злыми дворнягами и роскошными институтскими свалками.
Не было двадцатиградусных морозов. Времени было не 4 дня, а целых 2 недели. Но делался Хренолет, в этот раз, медленно и трудно... Без защитной маски, самоотверженный Николай Иванович, проклиная дрянные электроды, сваривал ржавые железки, укрепляя конструкцию. Харитон обследовал благодатные местные помойки и иногда притаскивал оттуда новые запчасти.
Тем временем, начался монтаж экспозиции, и читатели свеженаклееных афиш выставки "Грани города/грани искусства" уже пытались расшифровать смысл невиданной басурманщины: environment-art, book-art, инсталляции, перформансы...
Не заработали еще детские моторчики, заставляя трепетать полоски кальки с холодновато-хрустальными стихами Михаила Погарского. И не призывал балерину не ходить чекисткой, а лучше стучать каблуками, голос Андрея Бартенева, перекрикивая звуки фламенко и гармонизированные шумы и чпоки непонятного происхождения. Миша Волохов еще не отправился в поход через зимний поток, из одного телевизора в другой, по двум двухметровым листам стекла. Все потому, что розеток было мало и удлинителей не хватало пока...
Зато экспонаты, не нуждающиеся в электричестве, воспользовавшись выгодной для себя диспозицией, стремительно оккупировали пустующее помещение. Рисунки ветра на листах бумаги верже покачивались в пространстве небольшого выставочного зала... Уже стояла огромная полиэтиленовая книга, чайник-маятник на четырехметровом шнурке свисал с потолка. Заросший мхом башмак с приупской помойки - счастливая находка Михаила Волохова, мостился на выставочную тумбу... "Книга дорог" - пешеходный пасьянс из картонов, с увеличенными фрагментами тульских тротуаров, раскладывался на полу. Висели гуаши Галины Шуваевой (неровная неспокойная фактура и непрошеный красный; начало страшной сказки)... Явив мебельную деловитость, складной стул, с печальной автобиографией в стихах, сразу нашел себе место.
Делать нечего - повезла Газель с синим тентом и невозмутимым шофером страшный металлолом к Выставке, где уже Сонька отвоевывала у кураторов лучшее место для родного Хренолета. Место было дадено и участливые руки художников "Свободных мастерских" потащили ржавые железки, камни, тыквы и прочие непонятные предметы, мимо удивленных выставочных бабушек, в самую глубь зала.
Выставка открылась на следующий день. Полный аншлаг! Приехали друзья "Кадабры" из Москвы, среди которых, интернетовские знаменитости - Ель Зеленая и Сидор Синебрюхофф. Сорок специальных бумажных самолетиков с автобиографией "Кадабры" и статьей "Добло и Жло" были разобраны в один момент. Соня и Харитон дефилировали в облачениях, изготовленных накануне из одежного старья, методом отрывания лишних рукавов, карманов, лацканов и прочих портняжных излишеств... Николай Иванович спасал видеоинсталляции, без устали ремонтируя, предательски барахлившую, видеотехнику... А рядом с Хренолетом возник стихийный фуршет, таинственным образом, все время пополнявшийся. В общем, было весело, бестолково и радостно!
Харитон
ФОТО: 1, 2, 3, 4, 5, 6 .
ХАРИТОН МИЗГИРЬ
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
- Зачем, ты глупая веб-студия "Кадабра", вместо того чтобы делать сайты в Интернете, лазишь по огородам и помойкам, дурака валяешь? Чего ты хочешь доказать своей дилетантской инсталляцией? В ЦДХ мы такое видели уже 100 раз!
Хренолет не имеет отношение к прекрасным и достойным создателям - Тенгли, Татлин и др.,- красивых и хитроумных механических конструкций. Хренолет не имеет никакого отношения ни к концептуальному искусству, ни к искусству вообще.
Хренолет - памятник легкомыслию. В самом нелегкомысленном городе, самой нелегкомысленной страны, в самое, наверное, нелегкомысленное время. Попытка лечения от страха глупейшим и смехотворнейшим образом. Наглядное доказательство наличия у всего сущего, внутренней неотторжимой музыкальности, точки чуда...
Попутно, нам хотелось доказать, что в предметном пространстве работают те же методы и приемы, что и в виртуальном.
Интернет - новая, не очень, пока, обжитая среда, со своей спецификой, но она не оторвана от прочих сред человеческой активности. Современная цивилизация - мамка Интернета, наделила свое детище всеми недугами, которыми богата сама: самодовольство, туповатый прагматизм, интеллектуальная беспомощность, аморфность, несамостоятельность, страх ухода от клише, навязчивое пристрастие к дешевым эффектам, полуграмотность, любовь к ярким, беззубым, выхолощенным американизированным безделкам-погремушкам. У пользователей Интернета, так же, как и у прочих обитателей этой планеты, атрофирововались рецепторы, улавливающих вибрации более тонкие, глубокие, нежные, нежели те, что присутствуют в ежедневном детсадовском рационе, предлагаемом массовой культурой (никогда люди определенной эпохи не были так изолированы в своем веке, в своем времени; такая вот ограниченность, во всех смыслах этого слова). Все это касается качественных характеристик Интернета. И не имеет отношения к методам и приемам работы с материалом, где вполне приложим семи тысячелетний творческий и духовных опыт человечества и возможны любые собственные изыскания.
Интернет - это виртуальная материя. В силу своей виртуальности она требует большей собранности, трезвости, чуткости у того, кто работает с ней. Ибо материальные материи сами учат художника: в любви-ненависти, в взаимном изучении и влиянии материи на художника и художника на материю, художник, волей неволей, избавляется от своей рассеянности, глупости. В Интернете нет этого физического взаимовлияния...
- Статью "Добло и Жло" вы заканчиваете словами про надежду, а мы видели, что у вас к Хренолету привязаны тяжелые камни.
Это для того чтобы Хренолет не улетел.
- Вы пишите: "Люди капризны, нервозны, нетерпеливы, суетливы.". Но ведь вы тоже люди, значит - это и к вам относится.
Когда мы находимся в бытовой ситуации, мы такие и есть. Делая же нечто, очень нужное нам, но ненужное, абсурдное с точки зрения Пользы и Быта, мы приходим к некой корневой, естественной реальности, которая близка и понятна любому. Ибо этот Любой рождается на свет не благодаря машине, социальному строю, государству или какому-нибудь общественному институту, а появляется таинственным и непостижимым образом из самих глубин Материи - хранилища немого духа и невоплощенных образов. И только благодаря систематическим усилиям всевозможных калек-воспитателей, уродующему действию, тех же социальных и государственных институтов, Он забывает о чудесной причине, природе и цели собственного бытия. Нам хотелось бы, разрушив все преграды, добыть сердцевину Человека и отдать Ему, отобранную у Него, выжуленную, оболганную, Его собственную жизнь.
Для начала, необходимо как-нибудь, вслепую, на ощупь, начать движение от самоосязания и самоочищения к самовоплощению. Надо учиться у Материи-матери, учиться у тех, кто раньше нас преуспел в этом...
- Вы говорите о том, что вы не имеете никакого отношения к Тенгли и "прочим", а при этом, как и они, делаете механические конструкции из ржавого железа.
Мы могли бы взять любые другие предметы. Просто, достать ржавые железки легко, - они никому не нужны. Работать с ними проще. Мир был бы проклят и мы вместе с ним, если бы мы не могли обнаружить наличие Духа в чем угодно, в любой былинке или шестеренке. Нужен только глаз...
- Что вам дала выставка?
Мы познакомились с прекрасными человеками. К сожалению, из-за нехватки времени, мы не успели, как следует, наговориться и раззнакомиться со всеми. Но надеемся, что общение с художниками Михаилом Погарским, Михаилом Волоховым, Андреем Суздалевем, куратором Илоной Лебедевой и другими, чьи лица я помню, а имена не запомнил или не удосужился спросить, продолжится и дальше. Нам они очень понравились!
Еще мы подружились с продюсером выставки Сашей Аладиным. Благодарим его и желаем успеха во всех его смелых и безумных начинаниях!


 

назад o © 2000, CADABRA
last update , webmaster@cadabra.ru