Откровение цвета

Владимир Демидович Сахненко родился в 1930 году в Сумской области. С детства увлекся рисованием. Вскоре, казалось бы, мимоходное увлечение обратилось в серьезное желание стать настоящим художником. Стал посещать изокружок в местном Дворце культуры. За несомненные успехи его хвалили. После окончания школы поступил в Ворошиловградское художественное училище. И здесь его дарование заметили. Советовали учиться дальше, в Москве.

Вероятно, подготовка у Владимира Сахненко была неплохая, поэтому он «с первого захода» выдержал трудный экзамен и поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова.

Казалось бы, перед ним открывались широкие возможности. Поэтому совершенно необъяснимым было то, что через год его отчисляют из института «за постоянное непосещение учебных занятий». Вероятно, причины такого странного поступка были гораздо глубже. Ведь Владимир Сахненко ушел из института, но он по-прежнему стремился стать художником. Может быть, его не устроила система тогдашнего художественного образования? Или же он увлекся в Москве иными неофициальными направлениями в живописи, которые не поощрялись в институте?

Соблазнов для этого в Москве было предостаточно - и в Третьяковской галерее, и в Государственном Музее изобразительних искусств имени А.С. Пушкина. Художестванная молодежь в ту пору увлекалась французскими импрессионистами и постимпрессионистами - Гогеном, Сезанном, Ван Гогом, Матиссом, Пикассо. Кстати, в живописи позднего Владимира Сахненко явно чувствуется отзвуки творчества этих мастеров. А через «сезанизм» прошли несколько поколений русских художников первой половины прошлого века. Поэтому такому восприимчивому к цвету молодому художнику, как Владимир Сахненко, отход от официальных ученических догм, был, пожалуй, естественным.

В институте Владимир женился на своей сокурснице, скульпторе. После окончания Суриковки ее распределили в Тулу. Вместе с ней отправился и Владимир. Он много работал в живописи, но предпочитал не показывать свои картины на выставках, а оставлять у себя в мастерской. Хотя иногда выполнял заказы и на официальные просмотры, тогда писал как «надо». И делал это на хорошем реалистическом уровне. Его сын Иван вспоминает о прекрасном «Автопортрете», о других картинах.

В то же время Владимир Сахненко стал заниматься и керамикой. Когда в Тулу в 1980 годах приехал группа московских архитекторов строить областной театр и им понадобился керамист для его оформления, они сразу же обратили внимание на Сахненко. Уровень его керамических работ был настолько высок, что ему выделили специальную мастерскую и необходимую аппаратуру. Владимир, наконец-то, нашел сферу применения своего прекрасного дарования, причем на высоком официальном уровне. Вскоре он становится, как отмечает тогдашняя искусствоведческая литература «известным тульским керамистом».

Действительно, он получает широкую популярность далеко за пределами Тулы. Его приглашают для художественного оформления новых театров, Дворцов культуры, кинотеатров, гостиниц, различных развлекательных и торговых центров. Из наиболее значительных - гостиница «Интурист» в Ялте, правительственная дача в Форосе (Крым), Центр Международной торговли в Москве, Музей имени Акмали Икрамова в Самарканде и многие другие. Его сын Иван Сахненко говорит о многих десятках таких архитектурных объектов с художественным оформлением керамическими панно, фресками, мозаикой и другими декоративными украшениями.

В своих керамических произведениях Владимир Сахненко мог не придерживаться «социалистических» канонов, мог использовать цвет самым широким образом - мощно, смело, эффектно, выразительно, броско, даже дерзко. Вероятно, такая творческая дозволенность более всего и привлекала Владимира Сахненко в декоративном искусстве. Здесь было где разгуляться его цветовому таланту, цветовому мироощущению. А он был прирожденный «цветовик» - мыслил цветом, цветом строил образные ощущения, впечатления, чувства, в цвете исполнял различные керамические панно и композиции. И цвет у него был оригинальный - крупными локальными «мазками», плотный, сильный, густой, напряженный, в их сочетании получалось единое и смысловое «созвучие».

С первого взгляда, казалось бы, его декоративные и живописные картины исполнены в абстрактной манере. Но когда приглядишься, то из цветового хаоса, энергичного движения начинаешь различать и фигуры, и лики, и предметы.

Подчас стиль, характер исполнения Владимира Сахненко называют «авангардистским». Думаю, что это не верно. Авангард в русской живописи был в начале прошлого века. Был и прошел, как определенное историческое художественное направление. И придумывать, как это часто делают ныне, «авангард второй волны», «третьей», «четвертой» - это уже бессмыслица. Желание некоторых искусствоведов непременно подогнать творчество Владимира Сахненко под какой-либо стереотип - не более чем модное развлечение.

Долгое время Владимира Сахненко считали только керамистом. А он много работал и как живописец - красками на холсте. Но, как утверждает его жена Лида, он почти никому эти картины не показывал, не выставлял их, не публиковал. Понимал, что эти работы официальная критика встретит «в штыки», а лишних хлопот и неприятностей он, наверное, не хотел. Лишь в конце 1980-х, в 1990-х годах он их обнародовал.

Он даже удостоился персональных выставок в Москве в Центральном доме художника в 2006-2008 годах. Его выставки «Осенний марафон» и «Откровение цвета» имели большой успех, вызывали разные, подчас противоречивые мнения.

В 2007 году банком «Красные ворота» был выпущен небольшой календарь с репродукциями лучших его живописных картин, которые дают представления о стиле, манере исполнения, цветовом совершенстве, жанровом и тематическом разнообразии его творчества. Назову лишь несколько наиболее характерных работ: «Рыбы», «Натюрморт с бутылкой», «Семилистник», «Женщина с цветком», «Экстаз», «О любви», «Розы». Привлекает особый интерес его живописный «Библейский цикл». В основном он датирован 80-ми годами прошлого века.

Но чем больше всматриваешься в эти картины, тем острее ощущаешь их неразрывную связь с керамическими произведениями художника. Прежде всего - в цвете, композиционном решении, пространственном понимании. Позволю себе предположить, что нынешние его картины появились вначале, как эскизы, наброски, варианты его керамических панно. И обрели самостоятельность, как живописные работы, лишь много позже. Но, вероятнее всего, вначале задумывались и исполнялись как холсты для керамически панорам и композиций. По-моему, некоторые живописные картины являются фрагментами его керамических композиций.

Сын Владимира Сахненко - Иван рассказывал мне, что отец обычно не подписывал и не датировал свои работы. Словно писал некие предварительные этюды и эскизы. Владимир Сахненко работал много, энергично и, по воспоминаниям очевидцев, буквально сотни таких работ находились в его мастерской. В ожидании своего знаменательного «часа», «явления» публике «нового» живописца. И, неожиданно для многих, он появился.

Владимир Демидович Сахненко умер в 2008 году. Далеко не исчерпав своего удивительного дарования открывать людям все многоцветие окружающего мира.

Евграф Кончин
Холст как мера вечности: Статьи, интервью, рецензии. Евграф Кончин — М.: Живопись-Инфо, 2009. — 341 с.: цв. ил. (Откровение цвета, стр. 266-269)


назад o last update ,
webmaster@cadabra.ru